Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Этот сайт создан для членов Танцевального клуба "ПРЕМЬЕР" и их друзей.

Родители тоже плачут.

Итак, самое страшное – поражение - случилось. Что начинает делать нормальный ребенок-спортсмен, показавший плохой результат? Конечно, плакать. Мама маленького танцора Саши время от времени видит такую ситуацию: «Сначала наши дети ревели прямо на награждении, потом терпели и ревели после, теперь сын не может видеть в таком случае никого кроме партнерши». Естественная реакция взрослого – конечно же, сказать что-то вроде «не плачь, ты у нас и так лучше всех!». Как утверждает спортивный психолог Евгения Репкина, это неверный подход: «Уменьшение глубины переживания проигрыша может негативно сказаться на всей дальнейшей карьере человека. Неудачу нужно обязательно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который поможет стать сильнее, взрослее. Спортсмену надо обязательно дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности. Как показывает практика, спортсмену необходимо от пары часов до пары суток на переживание ситуации проигранных соревнований – в одиночку или рядом с понимающим человеком».

Но что делать, если слезы затянулись, а об извлечении опыта и речь не идет? Спортивный психолог Денис Басов считает, что ребенок способен отнестись к своему поражению с пониманием, если ему более восьми лет:

«В самом раннем возрасте это довольно болезненно. Маленький ребенок пока не мыслит дальше «одного хода», поскольку влияние эмоций еще слишком сильно влияет на умозаключения. Но это не значит, что ребенок в принципе неспособен по-взрослому оценивать свой проигрыш. Это качество необходимо воспитывать и начинать это делать можно лет с шести».

Конечно, глубина переживания зависит от возраста. Детский тренер Екатерина Федорина считает, что уже в возрасте Юниоров-1 дети способны понять, за что они получили плохую оценку:

«Наши Илья и Катя плачут, когда чувствуют, что станцевали плохо. А малыши пока не понимают, и я просто советую всем родителям объяснить им, что на конкурс они едут не специально за медалью, а за тем, чтобы качественно, с хорошим настроением станцевать. А это зависит только от них! Кстати бывают и такие родители, которые плачут вместе со своими детьми из-за результата».

 

Роль родителей и тренера.

 

Пару лет назад танцевальные форумы потрясла страшная история о том, как девочку-партнершу били родители после каждого неудачного конкурса. Стоит ли говорить о том, какое отношение к танцам и к себе самой вырабатывалось при этом у девочки?

Денис Басов убежден, что родители в ситуации поражения должны поддерживать ребенка, ни в коем случае не упрекать, не ругать, не высказывать никаких негативных оценок – только поддержка, подбадривание, ориентация на последующие успехи. Иначе отчаяние и сознание собственной неспособности ни на что укореняется в юной душе на всю жизнь. Нельзя и отстраняться, говорить: «Ничего страшного»! В этом случае ребенок просто привыкнет к такой ситуации и перестанет к чему-то стремиться, снизится самооценка (часты вывод из проигрыша: «У меня не получается, я не способен, я слабый»). Маленький танцор может и вовсе потерять интерес к танцевальному спорту, раз «не получается». Но хуже то, что неумение проигрывать может дать серьезные последствия не только в спорте, но и в жизни. Так что замалчивать поражение нельзя.

В разговоре о поражении надо не оправдывать проигрыш («соперник был сильнее…»), а помогать ребенку делать выводы и формировать дальнейшие цели. На этом этапе пора подключиться тренеру. Евгения Репкина советует просмотреть вместе с тренером видео с конкурса и проанализировать его по следующей системе, которая, к слову, подходит спортсменам любого возраста.

1. Спортсмену дается задание определить, что в данном выступлении было сделано хорошо Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу., несмотря на отрицательный итоговый результат. Если спортсмен говорит, что «все плохо», психолог и тренер должны помочь. Поиск удачных, положительных моментов, за которые можно похвалить, повышает самооценку, дает источник мотивации и силы для преодоления.

2. Далее спортсмену предлагается назвать одну-две конкретные проблемы, которые больше всего мешают выступать лучше. Это те моменты, над которыми нужно поработать, изменить их. Больше двух задач для работы над собой (одной приоритетной и одной дополнительной – на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой) одновременно выделять не стоит.

3. Необходимо воспитать в спортсмене психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибки необходимы для развития. Ошибаются все. Признание своих ошибок не должно стать чем-то постыдным, это повод поработать, и хорошо, что есть, над чем.

 

Несправедливо. 

 

Есть и обратная сторона проблемы – завышенная самооценка юных танцоров, привитая родителями, искренне уверенными, что уж их-то чадо точно самое лучшее на свете. Тренеру Екатерине Федориной встречались такие родители в ее практике: «Как правило, они ни с кем не могут поладить: думают, что их ребенка не так оценили, что виноват тренер – плохо раскрыл талант, ищут новые и новые варианты, где тренировать ребенка и выступать… И все равно никакого результата». Денис Басов комментирует это так: «С такими родителями должен работать психолог. Рассказать им, что завышенная, но не подтвержденная успехами самооценка может впоследствии привести к комплексу неполноценности, фрустрации (состоянию сильного психологического возбуждения, когда не ясен способ решения проблемы), психическим срывам, а в самом худшем случае – даже суицидальным поступкам.  Для повышения уверенности ребенка в себе необходимо ставить ему достижимые цели, положительно подкреплять успех и воспитывать в ребенке самостоятельность».

 И наконец, главное, в чем сходятся все специалисты по спортивной психологии: забудем слова «не повезло»! Эта фраза – первый шаг к следующему проигрышу. Это результат того, что человек подсознательно не желает и не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Тот, кому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых,  может быть, повезет больше. Полезно в любом случае иметь такие установки:  «В спорте вообще нет случайностей», «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок». И не надо бояться будущего: спортсмен, боящийся проиграть, только и думает, как бы не проиграть. Он думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия. Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже со знаком «не». В поле внимания не остается места для выигрышных действий. Не бояться проиграть – первый шаг к победе.