Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Этот сайт создан для членов Танцевального клуба "ПРЕМЬЕР" и их друзей.

От тренеров:

Статья прежде всего для танцоров! Родители, прочитайте статью сами и помогите детям разобраться в своем психологическом настрое на занятие с помощью этой статьи. Статья будет полезна абсолютно для всех ребят!

 

     Психологический настрой на тренировку.

 

     Не все в спортивном танце определяет тренировка как физическое усилие. Секреты успеха действительно выдающихся деятелей культуры тела, в самом деле, заключаются не в том, сколько и как прилагается усилий для достижения желаемого результата. Сколько спортсменов – столько и способов тренировки, хотя, конечно, есть общие, единые законы, чисто физиологические, определяющие правила тренировочных нагрузок. Однако одних лишь этих правил не достаточно для достижения действительно эффективного результата. Эффективность тренировок во много раз повышает грамотный психологический настрой на работу со своим телом, что есть осознанная работа плюс усилие духа.

     Прежде всего, необходимо определиться, как вы воспринимаете дополнительную информацию или работу со своим телом. Если для вас это – еще одна ступень вверх, вам пригодятся эти материалы, если же вы каждый раз как от сердца отрываете время и силы, которые могли бы потратить на другие радости жизни, - рассказ о настрое на тренировку вам не поможет. Дело в том, насколько важно для вас ваше мастерство. От этого зависит, насколько вы способны концентрироваться на информации, поскольку подготовка к тренировке, настрой на нее и сама тренировка – это в первую очередь сосредоточенность и концентрация.

     В связи с тем, что спорт – это большие физические и психические нагрузки, рано или поздно наш организм выкидывает разные штучки, которые порой сводят на ноль месяцы усилий. Один из таких моментов – рассеянное внимание, отвлеченность от процесса тренировки.

    Причиной этого явления могут быть и усталость, и неудовлетворенность собой, и просто неумение сосредоточиваться.

     Тренировка, с этой точки зрения, бывает эффективной тогда, когда все ваши мысли и чувства сосредоточены на той работе, которую в этот момент выполняет ваше тело. Но зачастую бывает так, что одна часть нашего внимания работает над телом, а другая размышляет о посторонних вещах.

     Например:

  • Ой! Как больно это делать!
  • Интересно, что бы мог означать этот взгляд X, Y или Z.
  • Боже мой, как ужасно это выглядит в зеркале.
  • У меня опять сегодня неважный вид.
  • Надеру нос конкуренту (кстати, не самая плохая мысль, но мешает!)
  • Я не готов к турниру.
  • Я не могу оправдать ожидания N или L.
  • Стоит ли мне вообще заниматься танцами?
  • Что сейчас делает моя подруга (друг)?
  • И т.д.

 

     Вся эта болтовня ума нейтрализует работу тела, разрушает настрой на работу, а когда вы еще и недовольны собой, она просто блокирует мышцы, делая их непослушными, инертными или зажатыми. Необходимо полностью погружаться в работу, и только тогда будет эффект.

     Не менее важно во время отдыха полностью отключаться не только от физического напряжения, уметь расслаблять мышцы, но и от размышлений о проблемах своего танцевания. Отдых только тогда эффективен и дает подпитку организму, когда вы отдыхаете и телом, и душой. Если же вы с тренировки уносите отрицательные мысли и впечатления и продолжаете культивировать их, добавляя к ним еще какие-либо жизненные трудности, то на следующую тренировку вы придете уже усталым, даже если устроите себе трех-четырехдневный перерыв.

     Если вы накопили негативные чувства – полезно ими поделиться с другими или отреагировать, дать чувствам выход. Важно, чтобы ваши чувства не вылились на кого-нибудь другого. Опять же, важна разница: делиться чувствами или выливать их. Когда вы делитесь негативными чувствами с близким человеком, полезно сообщать ему, какую именно поддержку, в каких словах или действиях, вы хотели бы от него получить. Выливание же чувств – это, как правило, обвинение других в своих трудностях.

     Самое важное и самое сложное, что необходимо танцору для того, чтобы продвигаться на танцевальный Олимп, - это не переставать ни при каких обстоятельствах чувствовать себя танцором во всех смыслах этого слова: и спортсменом, и актером, и представителем определенной социальной группы, ведущей свой, особый, образ жизни и обладающей особым имиджем. Необходимо не просто помнить об этом, а БЫТЬ танцором всегда.

     Очень многие вещи (например, осанку) тренировать в зале – значит убивать время. Их необходимо тренировать в жизни, каждую минуту. И речь идет не только о движении. Именно в жизни мы накапливаем те психологические качества личности, которые затем воплощаем и в тренировочном процессе и в самом танце. Поэтому ходить по улицам, на учебу, на работу, на тренировки с застывшей маской усталости или неудовлетворенности и думать, что на турнире вы вдруг откуда ни возьмись засияете, - наивно. Вы уже натренировали свой образ в жизни, его вы и демонстрируете на площадке. Так давайте же тренировать положительные образы, нужные, красивые, уверенные!

     Особый психологический настрой необходим как для эффективной работы, так и для творческого состояния – создания образа, для выхода из творческого и физического тупика, когда физическое либо психическое напряжение доходит до такого предела, что мышцы перестают слушаться, обстановка в зале, партнер раздражает, и с тренировки вы не выносите ничего, кроме усталости, злобы и неудовлетворенности.

     Это есть момент потери творческого состояния, чувства танца, той волны, на которой человек делает вещи, казавшиеся невозможными ему самому.

     В такой ситуации просто «надеть» на себя чувство танца удается мастерам, в совершенстве овладевшим техникой вхождения в творческое состояние и способностью его удерживать.

    Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние, и на восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение подвластности вашего тела любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, энергетику танца.

    Причинами отсутствия должного творческого состояния являются:

  • Физическая усталость;
  • Психологическая усталость;
  • Неудовлетворенность собой.

 

     Усталость – это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня, и невозможность по какой-либо причине расслабиться и отдохнуть. Напряжение – это защитная реакция, возникающая тогда, когда психика делает вывод, что обстановка опасная, и необходимо быть все время в боевой готовности. Фактически снятие усталости – это снятие установки на защиту. Зачастую эти установки возникают неконтролируемо, в связи с вашим ощущением нарушенной безопасности: физической или психологической, мнимой или реальной, - все это может определить лишь специалист, а вам приходится иметь дело со своим напряжением и со своей усталостью. Если вы обнаруживаете у себя чувство усталости – позаботьтесь о себе, создав комфортную и безопасную атмосферу для отдыха, обратитесь за поддержкой к тем, кому вы доверяете.

     Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой для этой неудовлетворенности, помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы танца, которые танцор ставит перед собой и к которым стремится, как бы парадоксально это ни звучало. Сами по себе цели и идеалы – факторы, необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, если спортсмен считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к ним. Но стоит начать концентрироваться на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда танцор сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу (видя ту огромную пропасть, что отделяет его от своей цели), как цель из стимула становится ядом, отравляя и тренировки, и выступления, и жизнь вообще, превращая ее в жестокую войну со своим телом, с собственным несовершенством.

     Вопрос: как с этим бороться? Существует только один способ изменения ситуации – переосмысление своего отношения к себе и к своему танцу.

     У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивает его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации своих творческих, интеллектуальных и физических данных.

     По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в том, что его жизнь устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день, другие винят партнера, судей, паркет, музыку, туфли, расположение звезд, плохой сон и т.д.

     И та, и другая позиция деструктивна уже потому, что несут в себе элемент вины – самого пагубного для развития личности чувства. Давайте определимся: именно вины, а не ответственности. Это ответственность формирует положительные качества личности, а вина губит их. Отличить одно от другого очень просто. Отследите свои мысли: если вы все время в поисках ответа на вопрос «кто виноват?», вы под властью чувства вины. Если же вы ищете пути «что делать?», то это уже ближе к ответственности. Вина парализует человека в его безвыходности, безысходности. Ответственность, напротив, толкает к действиям.

     Существует как бы две отрицательные позиции: одни танцоры просто не видят (не хотят видеть), что в их танце мешает им расти, другие же прекрасно видят все свои проблемы и страдают от их присутствия. Следствием этого являются психологические мышечные блоки, делающие мышцы танцора непослушными: либо слишком вялыми, инертными, либо с повышенным тонусом, напряжением (жесткими).

     Важно действительно получать удовольствие не только от результата тренировок, но и от самого процесса: от растягивания, усилия, от ощущения власти над своим телом. Если вы приходите в зал и на вас уже заранее давит предчувствие войны со своим телом за результат, эффекта не будет. От того, что ваша психика настраивается на противоборство с телом, тело отвечает тем же: мышцы из гибкого, податливого волокна превращаются в железную неповоротливую броню, защищающуюся от самой себя, от настроя психики. Важно поверить в то, что ваше тело – не враг вам и не саботажник, оно лишь отвечает вам тем, с чем вы обращаетесь к нему.

     Забудьте слово «не получается» - само по себе ничего не бывает. Либо вы сделаете так, чтобы получилось, либо нет. Правда, на это может уйти много времени. Цветок не вырастет сразу, если его полить один раз.

     Пересмотрите записи того чемпиона, который вам наиболее импонирует, и представляйте, что это – вы. Запомните те ощущения, которые посетят вас в этот момент, и унесите их с собой на тренировку.